Исполнилось 100 лет со дня рождения Григория Чухрая

Сегодня, 23 мая, исполняется сто лет со дня рождения легендарного советского режиссера — Григория Чухрая. Фронтовик, автор культовой картины «Баллада о солдате», талантливый организатор кинопроизводства и педагог — он является одной из важнейших фигур в истории советского кинематографа.

Григорий Наумович Чухрай родился 23 мая 1921 года. Юношей собрался поступать во ВГИК и даже подал документы, однако тогда в его планы вмешалась война. Будущий режиссер служил в воздушно-десантных войсках, сражался в Сталинграде, несколько раз был ранен, почти год провел в госпитале.

После демобилизации Чухрай не забыл свою юношескую мечту и поступил во ВГИК на курс Сергея Юткевича. В середине обучения мастерская была передана Михаилу Ильичу Ромму. Именно Ромм помог Чухраю, когда тот в преддверии дипломного фильма попал в больницу (дали знать старые раны) и не успел запустить свою работу в производство. Михаил Ильич устроил студента ассистентом на картине «Адмирал Ушаков» и доверил ему съемки одного из эпизодов. Отснятый Чухраем материал не вошел в окончательный монтаж, однако помог выпускнику защитить диплом в 1953 году.

Первой полнометражной лентой режиссера стала драма «Сорок первый» по повести Бориса Лавренева о событиях Гражданской войны. По сюжету девушка-красноармеец берет в плен белого офицера и, волею обстоятельств, остается с ним наедине на крошечном острове. Между ними зарождаются нежные чувства, однако долг оказывается выше любви.
В этой истории уже намечается ракурс, с которого Чухрай будет рассматривать войну в своих будущих фильмах. Прошедший кровавую бойню, режиссер был чужд милитаристского пафоса. В его лентах практически отсутствуют боевые сцены, а герои борются в первую очередь за сохранение человеческого начала вопреки выпавшим на их долю испытаниям (подобного гуманистического начала стало так мало в современных российских фильмах!).

За «Сорок первым» последовала «Баллада о солдате», которую Чухрай задумал еще во время войны. В этой работе режиссер отдает дань памяти своим фронтовым товарищам, молодым людям, которым не суждено было вернуться домой. Лента получила несколько призов в Каннах и вошла в золотой фонд отечественного кино. Как и в предыдущей своей картине, Чухрай, отводит крошечный хронометраж собственно военным действиям, но концентрируется на возвышении человека над обстоятельствами. Его герой — совсем еще юный солдат — отправляется домой всего лишь на несколько дней и в дороге успевает помочь нескольким людям вернуться к нормальной жизни, а также встречает первую любовь.

В других своих лентах Чухрай продолжает исследовать влияние войны на личность и судьбу человека. Герой драмы «Чистое небо» пережил плен и после победы подвергся остракизму со стороны своих же соотечественников. Преодолеть это испытание ему помогла лишь любовь преданной женщины. В картине «Трясина» женщина, пережившая потерю близких, пытается укрыть последнего живого сына от призыва.

Чухрай проявил себя и как выдающийся организатор кинопроизводства. 1965—1975 годы он являлся художественным руководителем Экспериментального творческого объединения на Мосфильме. В объединении были введены материальные стимулы, способствующие заинтересованности работников в качестве итогового продукта: «Прибыль нашей студии образуется от отчислений с проката, которые соответствуют не коммерческому успеху фильма, а его пользе, — писал Чухрай. — Однако отчисления с проката начинают поступать на студию не раньше, чем фильм окажется рентабельным для государства. Тем самым регулируется рентабельность самого предприятия. Если фильм убыточен для государства, он убыточен и для студии, и для каждого работника студии. Но если фильм приносит прибыль, то и студия получает прибыль, которая идет как на расширение объема производства, так и на вознаграждение всех без исключения работников студии.

Такая система полностью исключает паразитическую заинтересованность, повышает ответственность всех работников студии за порученную им работу».

Также в объединении не было штатных творческих должностей — договоры на каждый проект оформлялись отдельно. Все эти меры позволяли ориентировать работу объединения на конечный результат, а не на бумажную отчетность об отснятых «полезных метрах» и числе выпущенных картин. Среди фильмов, выпущенных студией — «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля, «Афоня» Георгия Данелии, «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая.

Ради служения киноискусству Чухрай нередко шел против системы. Например, в 1963 году он возглавлял жюри ММКФ и настоял на том, чтобы главный приз смотра достался ленте из страны, не входящей в соцлагерь. Речь идет о культовой «8 ½» Федерико Феллини.

Проявил себя Григорий Чухрай и как выдающийся педагог. Он преподавал во ВГИКе и на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Его учениками были такие авторы как Ираклий Квирикадзе, Юрий Шиллер и Рустам Хамдамов. 

Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса

Источник: proficinema.ru



Добавить комментарий